Севастополь
Среди русских городов, составляющих военную славу России, Севастополь занимает одно из первых мест. Родившись как военно-морская база, Севастополь навсегда связал свою судьбу с Черноморским флотом. Из его гаваней уходили в походы военные корабли, сюда возвращались они с победой.
Рождению города предшествовала многовековая борьба за возвращение Крыма в состав русских земель. Издревле владения Киевской Руси граничили с городами-колониями, расположенными на полуострове Таврида, как раньше называли Крым, а Черное море называлось Русским морем, и это название отражено не только в русских, но и в греческих и арабских письменных источниках. В них же Керченский пролив, на берегах которого находилось древнерусское княжество Тмутаракань, нередко именовался Русской рекой. Через города Корчев (Керчь), Сурож (Судак), Феодосия, Корсунь, через Дон и Днепр шли русские суда с товарами в Византию, Египет, Аравию и Италию. Теми же путями ходили русские дружины воевать Византию. Видели эти места легендарных русских князей-полководцев — Аскольда и Дира, Олега, Игоря, Святослава. После взятия греческой колонии Херсонеса (Корсуни), князь Владимир Красное Солнышко вместе с дружиною приняли здесь крещение.
Монголо-татарское нашествие в начале XIII века на многие века оторвало Крым от русской земли, а в 1475 году полуостров был захвачен турками.
Первые попытки вернуть Крым Руси были предприняты в XVI столетии при правлении Ивана IV, но Ливонская война и желание получить выход к берегам Балтики, заставили царя отказаться от решительного похода на юг. От набегов крымских татар южные русские земли охраняли казаки, больше того, на легких судах казаки и сами совершали походы в Крым и к турецким берегам. Три похода совершил на юг царь Петр I, но присоединение Крыма к России состоялось лишь во второй половине XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины Великой. «Кто владеет Крымом, тот владеет и Черным морем», — так определил значение полуострова граф Потемкин. Тяжелая и долгая борьба России за выход к Черному морю успешно завершилась; в результате войны с Турцией 1768 — 1774 годов. По Кючук-Кайнарджийский договору Крым объявлялся независимым от Турции и переходил под покровительство России. Командовавший русской армией в Крыму А.В.Суворов по достоинству оценил военно-стратегическое значение прекрасной Ахтиарской бухты, на берегах которой через пять лет началось строительство города и порта. Полководец высказал убеждение, что именно здесь надо создавать базу военного флота, который обеспечит безопасность южных морских рубежей России. «Подобной гавани», — писал Суворов, «не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». Манифестом от 8 апреля 1783 года Крым был окончательно присоединен к России.
И сразу же последовало указание обследовать Ахтиарскую бухту, а в случае ее пригодности перевести в нее часть Азовской и Днепровской флотилий, назвав новый флот Черноморским. В июне того же года матросы и солдаты приступили к расчистке берега. Строительством руководил начальник штаба эскадры флаг-капитан Сенявин, впоследствии адмирал и видный флотоводец. Вскоре здесь появились первые четыре каменные постройки и деревянная пристань, положившие начало городу и порту. Название ему было дано Ахтиар, а в феврале 1784 года в указе Екатерины II о возведении в городе большой крепости появилось слово Севастополь. Слово это в переводе с греческого языка значит «город славы», «достойный поклонения». Назвав так новую крепость, основатели словно предугадали ее дальнейшую судьбу.
Весной 1784 года Севастополь уже был открыт для торговли не только русским, но и иностранным судам. Через три года Севастополь посетила императрица с многочисленной свитой, включающей и иностранных представителей. Гости были поражены увиденным — необыкновенно красивый город и новый флот, состоящий из 27 военных судов и 8 транспортов, приветствовали их пушечной пальбой. Демонстрация мощи России не остановила Турцию, подталкиваемую Англией, от военного решения Крымского вопроса, и в сентябре 1787 года Турция официально объявила России войну.
Русско-турецкая война затормозила строительство города, но Севастопольская эскадра под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова одержала ряд блистательных побед на море. По окончанию войны рост города, хоть и медленно, но продолжался. Черноморский флот возглавлял адмирал Ушаков, деятельность которого благоприятно сказывалась на развитии Севастополя. При нем здесь появились новые здания и пристани, было расширено адмиралтейство, установлены новые крепостные батареи.
В начале XIX века административному центру юга России — Херсону — пришлось уступить место Севастополю, который в 1804 году стал главным портом Черноморского флота. В феврале того же года торговым судам в город, по военным соображениям, был запрещен вход, а командующий Черноморским флотом стал также исполнять обязанности губернатора.
С годами росла и совершенствовалась база флота, рос и город. Немало было сделано во второй четверти XIX века, в период, когда флот возглавил адмирал М.П.Лазарев. При нем Севастополь стал не только первоклассной морской крепостью, но и самым большим городом Крыма. К середине 40-х годов XIX века население города составляло более 40 тысяч человек, большую часть составляли военные, а гражданское — семьи военнослужащих, чиновники, ремесленники и мелкие торговцы. В то время Севастополь располагался на трех холмах, разделенных глубокими балками; дома в нем строились в основном из белого инкерманского камня. На Южном холме — центре города жили генерал-губернатор, городской голова, богатые купцы, находились соборная церковь, пансион благородных девиц, школа юнг, казармы флотских и рабочих экипажей. Рядом стояли дома морских офицеров и чиновников, армейских и флотских интендантов, представлявшие собой небольшие особняки с палисадниками. На посещавший Севастополь, внешний вид города производил самое приятное впечатление. Южная и Корабельная бухты были военной гаванью Севастополя. Корабли строились и ремонтировались в адмиралтействе, которое находилось на юго-западной стороне Южной бухты. Здесь были сооружены сухие доки, считавшиеся в то время вершиной инженерного искусства. Укрепления крепости постоянно совершенствовались: в 40-е годы по обеим сторонам Большой бухты были построены каменные береговые батареи (форты) казематного типа. К 1854 году были закончены приморские укрепления, но с суши город оставался незащищенным. Жителей в нем в это время было около 46 тысяч, а домов свыше 2500. Адмирал Лазарев проявлял большую заботу о флотских кадрах. Его учениками были адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин, возглавившие героическую оборону Севастополя в годы Крымской войны.
Восточная (Крымская) война стала для города тяжелым испытанием. В октябре 1853 года Турция объявила России войну, а уже в ноябре эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу над турками в Синопской бухте, почти полностью уничтожив турецкий флот. Включившиеся в ход войны на стороне Турции Англия и Франция, взятие Евпатории и проигранное русской армией сражение при Альме позволили англо-французскому экспедиционному корпусу осенью 1854 года подойти к Севастополю. Началась знаменитая Севастопольская оборона, продолжавшаяся почти год, точнее 349 дней, превратившая город в груду развалин и почти уничтожившая Черноморский флот. Так как с суши город не был укреплен, его защитникам пришлось в очень короткий срок построить оборонительную линию, состоявшую из 7 бастионов. Восьмой бастион, позднее названный Корниловским, находился на Малаховом кургане — господствующей высоте Корабельной стороны. Часть судов, с которых были сняты орудия, была затоплена, чтобы затруднить прорыв неприятельского флота на внутренний рейд. Более 9 тысяч моряков влились в состав севастопольского сухопутного гарнизона. В период героической обороны города погибли адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин. Не только солдаты, матросы и их командиры, но и население Севастополя, в том числе женщины и дети встали на защиту родного города. Оборонительные сооружения, разбитые днем, за ночь восстанавливались, также, по ночам, совершались вылазки к вражеским позициям, нанося противнику ощутимые потери. Долгая осада Севастополя истощила силы обеих сторон, но город продолжал сопротивление. Только с падением Малахова кургана, удерживать более руины Севастополя не представлялось возможным. В ночь на 28 августа защитники, взорвав свои укрепления, по приказу главнокомандующего оставили южную часть города и по плавучему мосту, наведенному через рейд, перешли на Северную сторону. Активные военные действия в Севастополе прекратились.
В марте 1856 года после длительной дипломатической борьбы был подписан Парижский мирный договор, по которому Россия лишилась права иметь на Черном море флот, строить крепости и военно-морские базы. Начавшийся отстраиваться Севастополь приобрел вскоре торговое значение; здесь была учреждена первоклассная таможня.
В январе 1871 года на Лондонской конференции были отмены статьи Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Сразу же принимается решение о восстановлении Севастополя, который к тому времени находился все еще в полуразрушенном состоянии. В том же году начались работы по строительству железной дороги Москва — Харьков — Лозовая до Севастополя, завершившиеся к 1875 году. В это же время в Севастополе шло активное строительство: были восстановлены предприятия, жилые дома, причалы; в порту встали многочисленные склады, позволив городу стать перевалочным пунктом отправки за границу крымской пшеницы. Как крепости и главной военно-морской базы на Черном море, восстановление Севастополя началось только после русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов, наглядно показавшей необходимость срочного восстановления Черноморского флота. С 1883 года Севастополь становится одним из центров крупного судостроения на юге России. В городе возводились здания для флотских учреждений, казарм и военных училищ, и в 1890 году Севастополь официально был объявлен главной базой Черноморского флота. На смену флоту парусному пришел паровой броненосный флот. Смотр вновь созданного флота состоялся в мае 1893 года при участии императора Александра III.
К концу XIX века Севастополь первым среди черноморских городов получил электростанцию и трамвай, вторым, после Симферополя — телеграф и телефон. Большим событием в жизни города и флота стало установление в Севастополе регулярной радиосвязи между боевыми кораблями — впервые в мире в 1899 году изобретателем радио Поповым и его помощниками три радиостанции были установлены на двух броненосцах и крейсере, в 1901 — еще на пяти кораблях, а в 1904 году в Севастополе была сооружена мощная стационарная радиостанция «Сигнальная мачта».
В конце XIX — начале ХХ века Севастополь являлся самым крупным, наиболее развитым в промышленном и культурном отношении, самым благоустроенным городом Таврической губернии.
Егор ГЕОРГИЕВ