Феодосия (Кафа, Кефе)

В переводе с греческого слово «Феодосия» означает «Богом данная». Был этот город основан греческими купцами, выходцами из Милета, в VI веке до н.э., а к началу V века представлял собой типичный греческий полис — город-государство. За свою историю Феодосия носила разные имена и входила в состав различных государств; веками в городе бок о бок жили люди многих национальностей, исповедовавшие разные религии. Благополучие и даже само существование города всегда зависели от состояния черноморской торговли, эпохи блестящего расцвета сменялись периодами глубокого упадка.

Выгодное расположение на морских торговых путях, прекрасная гавань, плодородные земли округи предопределили быстрый рост и экономическое процветание нового полиса. Активно участие в хлебной торговле с городами Средиземноморья сделали Феодосию в скором времени опасным конкурентом Боспорского царства. Между двумя государствами началась война, завершившаяся победой Боспора. Феодосия вошла в состав Боспорской державы, став экономическим центром Северного Причерноморья, крупнейшей боспорской гаванью. В дальнейшем вместе с Боспором город был включен в состав Понтийской державы Митридата Евпатора, а после его гибели некоторое время Феодосия была в зависимости от Рима. В III — IV веках на эти земли началось вторжение варварский племен готов, алан, гуннов и других. Как смерч прошли они по цветущему краю, грабя и разоряя все на своем пути. Опустевшую, заброшенную Феодосию аланы назвали Ардабдой, т.е. Семибожной. На несколько столетий Феодосия прекратила существование, последнее документальное свидетельство о городе относится к 306 году.

Дальнейшая судьба ее, как и всего Крыма с конца IX века неразрывно связана с Россией. Здесь, в Крыму, в период средневековья сталкивались интересы Византии, Хазарского каганата, Киевской Руси. Большое влияние на Крым оказывало древнерусское Тмутараканское княжество, чья столица находилась всего в 20 километрах от современной Керчи. В крымские степи в Х веке проникли печенеги, в XI веке здесь господствовали половцы, а в первой половине XIII века Крым попал под власть татар. По договору с правителями Золотой Орды генуэзцы на развалинах древней Феодосии основали свое поселение, которое получило название Кафа. В XIV веке Кафа являлась центром причерноморских владений Генуи, и была одним из крупнейших городов Причерноморья. Через нее Западная Европа торговала с Востоком и Русью. В тот период Кафа представляла собой большой многонациональный город: жили здесь греки, армяне, татары, сарацины, сирийцы, болгары, венгры, румыны и русские. Архитектура Кафы была представлена и мусульманскими мечетями, и иудейскими синагогами, особенно много было здесь христианских храмов — православных и католических. Генуэзцы господствовали в Кафе до 1475 года, до захвата Крыма турками-османами. О взятии Кафы сохранилось сообщение в русской летописи: «Того же лета 6983 (1475) туркове взяша Кафу и гостей московских много побиша, а иных пограбив, на окуп даваша». Кафу турки называли Кефе, но город продолжал оставаться важным пунктом международной торговли, и стал политическим, экономическим и культурным центром Османской империи. Кефе даже называли «Малым Стамбулом» или «Крымским Стамбулом», что свидетельствует о его большой значимости. Через городской порт вывозились в Европу пшеница, золото и драгоценные камни, соль, рыба, икра, шерсть, меха.

Мрачную славу приобрела Кафа —Кефе как центр работорговли: в городе существовал один из крупнейших невольничьих рынков на побережье Черного моря.

В период турецкого владычества в Крыму татары участили набеги на русские земли. Русь постоянно укрепляла свои южные границы, ставя засеки, строя новые крепости, возводя оборонительные рубежи. В годы царствования Ивана IV на Крым было совершено несколько военных походов, но самую большую роль в борьбе с крымцами и турками играли запорожские казаки. В 1616 году они совершили дерзкий налет на Кефе, уничтожив стоящий там турецкий флот и освободив из неволи тысячи человек. В 1628 году запорожцы вновь отправились в Кефе и почти два месяца держали город в осаде. В 1675 году 20-тысячное запорожское войско напало сразу на несколько турецких и татарских городов, в том числе и на Кефе. В этом походе казакам удалось освободить несколько тысяч невольников и взять более 13 тысяч пленных.

В XVIII столетии, построив флот, создав сильную армию и решив «проблемы» на севере, Россия была готова к решительной борьбе на юге, за присоединение Крыма к русским землям. В 1771 году русские войска приступом овладели Кефе, а Кучук-Кайнарджийский договор в 1774 году окончательно закрепил город за Россией. Многочисленные войны середины столетия привели некогда благополучный город к упадку, и вместе со всем Крымом Кефе, получившее прежнее название Феодосия, постепенно начала возрождаться. В 1787 году она вошла в состав Таврической области на правах уездного города.

Как уездный город Феодосия встретила начало XIX века, правда, с 1802 года, когда вновь была образована Таврическая губерния, Феодосия получила особое градоначальство, просуществовавшее до 1837 года. Она оставалась портовым городом, и дабы оживить ее торговую славу и поднять городскую экономику феодосийский порт на 5 лет был освобожден от пошлин и объявлен открытым для дружественных государств. В 1798 году Феодосии на 30 лет был разрешен беспошлинный ввоз товаров, а доходы с винных и соляных промыслов позволялось тратить на нужды города. Война 1812 года отобрала у города дарованные льготы. К военным проблемам добавилась эпидемия чумы, в связи с которой в городе был оборудован карантин, что не лучшим образом сказалось на внешней торговле, начавшей возрождаться лишь в 1816 году. В Феодосии промышленность практически отсутствовала: к середине столетия здесь насчитывалось 17 мелких фабрик и заводов, на которых работало в общей сложности всего 98 человек.

Правительство неоднократно пыталось превратить Феодосию в главный торговый порт России на Черном море. С этой целью в 1857 году оно предоставило французским железнодорожным компаниям концессию на строительство Московско-Феодосийской железной дороги. Феодосия начала стремительно развиваться: на работу в город прибывали люди из многих губерний Российской империи, город обстраивался новыми зданиями, в нем появилось много торговых компаний, но…в начале 60-х годов с прекращением строительства дороги закончилось начавшееся процветание Феодосии.

Только к концу XIX века началось ее подлинное возрождение. В 1892 году железнодорожная ветка Джанкой — Феодосия соединила город с центральными губерниями России, через 2 года началось строительство нового морского порта, и уже в следующем, 1895 году, новые портовые сооружения были завершены. В Феодосию был переведен коммерческий порт из Севастополя, что не замедлило сказаться на оживлении внутренней и внешней торговли. Главным предметом вывоза оставался хлеб. В связи со строительством активизировалось и промышленное развитие города: к началу ХХ века в Феодосии работали 23 промышленных предприятия с числом рабочих более 2 тысяч человек. Общее число горожан к тому времени достигло 30 тысяч человек.

Культура и просвещение в начале ХХ века в Феодосии были представлены учительским институтом, 20 учебными заведениями, археологическим музеем и платной библиотекой. Предметом особой гордости была картинная галерея, подаренная городу И.К.Айвазовским. Ее фасад украшали две мемориальные доски: «В этом доме жил и работал Иван Константинович Айвазовский» и «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и а память обо мне, Айвазовском, завещаю городу Феодосии, моему родному городу».

Егор ГЕОРГИЕВ